Прибавить газу: разговор про электрогибриды

Электрогибриды — хорошо, но проблемы с батареей, цена и, вообще, тот факт, что кроме Toyota Prius, пo сути, и выбирать-то не из чего, отпугивает. Но почему в стране, которая живёт нефтью и газом, до сих пор так много внимания (и денег!) уделяют нефти и так мало — газу? Об этом мы решили поговорить с корефеем установки газобаллонного оборудования в Красноярске, руководителем фирмы «Тавил» Владимиром Вахрушкиным.

— Владимир Анатольевич, понятно, что газ дешевле бензина — это мы видим на заправках, но почему всё равно по привычке все ругают цены и заправляют полный бак?

— Для меня это тоже загадка. Мы с 1999-го года устанавливаем газовое оборудование, поэтому я помню, что раньше заправок было мало, были перебои с поставками газа. Но в последние годы все нормально — газозаправок полно (и во всём крае, и по всей России их много), перебоев нет, очередей нет. На дальних поездках газовый баллон — это вообще незаменимая вещь, можешь ехать без дозаправок в два раза дольше. Ну, а главная причина установить на автомобиль газовое оборудование — это экономия.

Сегодня мы видим, что пропан-бутан на всех заправках 15-16 рублей, и по сравнению с 95-м бензином разница ровно в два раза. При этом, расход газа больше всего на 10-15%. То есть, если сотню вы проезжаете на десяти литрах бензина, то газа будет уходить не намного больше — 11, 5 литров. Вторая причина — экологичность. По сравнению с бензином, содержание вредных веществ в выхлопе двигателя на порядок меньше. — При такой очевидной выгоде, может быть, газовое оборудование опасно в эксплуатации?

— Был такой миф, но сегодня используется иностранное оборудование 4-го поколения, которое пришло к нам из Европы — там эта технология уже 10 лет широко используется. Сам баллон выполнен из стали в 5 мм — он не лопнет и не взорвётся даже при аварии. На нашей практике был случай, когда в ВАЗ 2104 хорошенько въехали сзади, баллон вырвался, слетел с крепления, но ни взрыва, ни возгорания не произошло.

— Но, что уж говорить, газовый баллон съедает много места в багажнике — лишний мешок картошки с дачи не привезёшь.

-Всё зависит от кузова автомобиля. Сами баллоны бывают разных форм. Например, на Toyota Land Cruiser вместо запасного колеса встаёт хорошо тороидальный баллон на 106 литров. Цилиндрический баллон ставится обычно в багажник к спинке заднего дивана. В Toyota Ipsum запаска под днищем, а в багажнике есть ниша для инструментов — вот в неё прекрасно ложится плоский тороидальный баллон в форме колеса объемом 65 литров, и запаска на месте остаётся.

— Ещё одна страшилка про газ — на нём машина теряет в мощности.

— Это страшилка уже не актуальна. Если установлено современное оборудование 4-го поколения, в городском режиме потери мощности не чувствуется. На трассе тоже — 140-150 км/ч абсолютно спокойно. Ощущается снижение тяговитости только при максимальных нагрузках: если посадить 4 пассажира и набить багажник, то в горку придётся понизить передачу. С другой стороны, если приспичило погонять, стартануть со светофора, то всегда можно же повернуть переключатель в салоне в положение «Бензин» и через секунду машина будет ехать на бензине. Но, в целом, да, газ — это топливо для экономных, а не для спортсменов. Если ездите агрессивно, «крутите» двигатель выше 5000 оборотов, то оставайтесь на бензине. Газ не любит высоких оборотов, потому что в таком случае он не успевает весь сгореть — отсюда прогорание клапанов. Но, например, коробка-автомат старается держать обороты на полутора тысячах, а даже если две-три-четыре наберёте — ничего страшного. В конце концов, на высоких оборотах газовое оборудование автоматически переключится в положение «Бензин».

— Другая потеря — стоимость установки баллона. Как скоро окупится эта затея и начнётся реальная выгода?

-В среднем, установка оборудования стоит 22-27 тысяч рублей. Зависит от производителя, ёмкости баллона. Окупаемость при расходе бензина 10 литров на сотню -40-50 тысяч километров. Если расход 15-16 литров, переоборудование окупается еще быстрее. Вчера мы, например, оборудовали Nissan Higlander. Я прикинул, получилось около 8000 рублей в месяц экономии. За полгода установка окупится, а за следующие полгода владелец сэкономит 50 000 рублей. Думаю, лишними не будут.

— А как пропан-бутан ведёт себя зимой?

— Есть аварийный режим заводки на газе. Ставите переключатель в салоне в принудительный режим «Газ», зажигание включаете, и на газе заводитесь. Даже в морозы -30°С на бензине свечи зальёте, а на газе заведетесь без проблем, потому что газ испаряется и физически не может свечи залить. Но желательно, всё-таки, заводиться на бензине. Поэтому автоматический режим контроллера выставлен так, чтобы двигатель завёлся на бензине, немного прогрелся, а потом начал работать на газе.