«Война моторов»

Вторую мировую войну (1939-1945) вполне обоснованно называют «войной моторов». Армии разных стран к ее началу (1939) уже были в значительной степени механизированы.

Особенно армии Японии, Италии и тем более Германии, захватившей в 1938 г. мощную военную промышленность Чехословакии.

В военной технике времен войны значительная доля принадлежит автомобилям. В СССР в начале Великой Отечественной войны (1941-1945) на шасси полноприводного ГАЗ-64 создали легкий бронеавтомобиль БА-64, использовавшийся в роли разведывательных машин, а также для поддержки пехоты.

Настоящими тружениками, прошедшими всю войну, были советские грузовики — «полуторка» (ГАЗ-АА) и трехтонный ЗИС-5 — прочный, непритязательный, отличавшийся хорошей проходимостью.

Всю войну на них доставляли на передовую боеприпасы и продовольствие, с передовой вывозили раненых. Мужество и героизм проявляли водители «трехтонок» и « полуторок» на «Дороге жизни », связавшей зимой 1941 -1942 гг. осажденный фашистами Ленинград с Большой землей.

По тонкому, непрочному льду Ладожского озера под бомбами и артиллерийским обстрелом врага днем и ночью они совершали в Ленинград и обратно по четыре рейса в смену.

«Дорога жизни» помогла защитникам Ленинграда отстоять город. По ледовой трассе в город доставили 360 тыс. т продовольствия, боеприпасов и топлива.

Из Ленинграда же вывезли полмиллиона детей, стариков и больных.

В 1941 г., с началом войны, на базе грузовика ЗИС-6 начался выпуск БМ-13 — установки реактивной артиллерии, легендарной «Катюши».

Уже во время войны на базе американского грузовика «Студебеккер US6» началось производство еще одной установки — БМ-ЗГ12, которую прозвали «Андрюша». В Красной армии, в отличие от германской, британской и американской, к началу войны не было бронированных боевых машин нового типа — бронетранспортеров (БТР). На первом месте в их производстве была Германия.

Известны такие немецкие БТРы, как полугусеничный бронетранспортер, вошедший в 1940 г. во Францию в составе танкового корпуса Гудериана, и БТР «Гриф». Американцы в 1941 г. сумели наладить серийное производство бронетранспортеров.

Американский БТР М2 вооружили двумя пулеметами, а полугусеничный БТР МЗ — 75-мм пушкой. Самым массовым БТР времен войны стал американский «Скаут» («Разведчик»), поставлявшийся и в Красную армию.

К концу войны в воюющих армиях были уже тысячи бронетранспортеров. В СССР БТРы начали строить лишь после войны.

Они стали одними из лучших в мире.