Созидатели

Первый русский автомобиль построили разработчики бензиновых двигателей Евгений Яковлев (1857-1898) и Петр Фрезе (1844-1918), совладельцы фабрики конных экипажей. Их автомобиль в мае 1896 г. прошел испытания, а уже в июле демонстрировался на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. В целом автомобиль напоминал модель Бенца «Вело», но отличался оригинальным рулевым управлением и некоторыми другими агрегатами.

При массе в 300 кг автомобиль мог развивать скорость 21 км/ч. Сколько всего экземпляров автомобиля было построено — неизвестно, но реклама в газетах публиковалась вплоть до 1898 г. Обратим свой взор на другой континент. Американцы, в отличие от остальных, считают «отцом автомобиля» своего соотечественника Джорджа Селдена, который в 1879 г. запатентовал самоходный экипаж, приложив к заявке лишь его описание.

Самого же изобретения в действии никто не видел.

Поэтому первым американским «работоспособным автомобилем» называют творение братьев Чарльза и Фрэнка Дюреа. В 1893 г. после двух лет проб и ошибок им удалось поставить двухцилиндровый горизонтальный двигатель водяного охлаждения на обычный экипаж.

И «моторный багги» (повозка) оказался жизнеспособным.

Основав компанию, братья уже в 1896 г. выпустили 13 автомобилей, способных развивать скорость до 30 км/ч. Первый автомобиль в Англии создал инженер Фредерик Ланче-стер (1868-1946). Оригинальностью машина не отличалась, но позднее об изобретателе стали говорить как о зачинателе концепции автомобилей представительского класса.

Кроме того, впоследствии в автомобилях «Ланчестер» было применено множество новаторских изобретений Фредерика.

Например, с 1902 г. на некоторые модели стали устанавливать запатентованные им дисковые тормоза.

В Италии группа акционеров в 1899 г. основала в Турине компанию по производству и эксплуатации автомобилей, которой впоследствии суждено было стать автомобильным гигантом «Фиат».

Но тогда у новой фирмы не было даже помещения, да и самих автомобилей тоже. Модель, которую решено было выпускать под маркой «Фиат», первоначально разрабатывалась для небольшой фирмы-мастерской «Чейрано»; собирались первые «Фиаты» там же. Автомобиль появился в 1899 г. По виду он мало отличался от конного экипажа, но все же это был первый «Фиат»!

Первым же японским автомобилем был… автобус. Даже два. Тогда их называли омнибусами.

Один, с паровым двигателем собственной разработки, построил в 1904 г. Ямаба Торао.

На автобусе Иошиды Шинетайро в 1905 г. был установлен бензиновый двигатель, но импортный. Поэтому первыми автомобилестроителями Японии считаются оба — Иошида и Ямаба.

В создании же собственных легковых автомобилей японцы довольно долго отставали от Европы.

Случилось так, что изобретения Бенца и Даймлера были встречены с энтузиазмом во многих странах.

Их применение ускорило строительство новых транспортных средств — автомобилей с бензиновым двигателем.

К концу XIX в. во Франции, Великобритании и Германии возникла новая отрасль промышленности — автомобилестроение. А это значит, что автомобиль становился по-настоящему признанным и популярным транспортным средством.