Первое начало

Отечественное автомобилестроение берет начало от первого русского автомобиля Яковлева и Фрезе (1896). Решение наладить в России производство автомобилей пришло к Е. А. Яковлеву (1857-1898) и П. А. Фрезе в 1893 г. на всемирной выставке в Чикаго, где они увидели автомобиль «Бенц Виктория». К тому времени страна была готова воспринять идею автомобиля и наладить производство.

Но, даже начав со сборки лицензионных моделей, русские инженеры стремились усовершенствовать их конструкцию.

Это происходило на заводах «Фрезе и К°», «Россия», «Дукс» и др. Среди них выделялся машиностроительный завод «Аксай» близ Ростова, выпускавший автомобили по лицензии «Олдсмобиль Карвед Деш». Почти все узлы и детали, в т. ч. и двигатель, производились на самом заводе.

Правда, из-за низкого спроса построили всего 20 экземпляров. Начало промышленного производства автомобилей в России положено машиностроительным заводом Лесснера.

В 1901 г. был подписан договор с фирмой «Даймлер» на производство ДВС и автомобилей.

На двигатели должна была крепиться табличка «Луцкой-Даймлер».

В 1904 г. на заводе собрали первый автомобиль.

С 1906 по 1909 г. партиями выпускались различные модели.

Наиболее известным стал автомобиль «Лесснер 32 л. с.» (1906), развивавший скорость 65 км/ч. Один из этих «Лесснеров» был куплен для гаража императора Николая П. Модель, хоть и лицензионная, не повторяла конструкцию «Мерседес-Симплекс», напротив, в ней были применены многочисленные технические новинки, часть которых разработал специально для «Лесснера» Борис Луцкой (1865-1920).

Этот талантливый русский инженер в то время жил и работал в Германии. В Берлине он открыл собственное конструкторское бюро.

С 1897 г. сотрудничал с фирмой «Даймлер» и внес немалый вклад в создание ее грузовиков и легковых. Вместе с В. Майбахом его можно назвать одним из создателей серии, которая затем станет всемирно известной маркой «Мерседес».