Следующий этап развития транспорта связан с эпохой пара. Проект первой в мире универсальной паровой машины разработал в 1763 г. русский изобретатель Иван Ползунов (1728-1766).
Ав 1782 г. англичанин Джеймс Уатт (1736 — 1819) создал более совершенную конструкцию. Эти тепловые двигатели внешнего сгорания стали ставить на судах, затем на железнодорожных локомотивах — паровозах.
С разработкой паровых машин меньшего размера, естественно, начались попытки сконструировать и паровой автомобиль, а точнее, паромобиль.
Первый в мире паромобиль был грузовиком.
Его построил в 1769 г. французский военный инженер Николя-Жозеф Кюньо (1725-1804).
В 1770 г. Кюньо усовершенствовал конструкцию. «Огненнаятелега», как назвал ее изобретатель, предназначалась для перевозки артиллерийских орудий и снарядов.
Ее грузоподъемность была около 3 т. Массивный паровой котел располагался над передним колесом, которое было одновременно и ведущим, и управляемым.
На испытаниях водитель из-за тяжелого котла не смог повернуть переднее колесо, и машина врезалась в стену.
К счастью, в 1794 г. телегу Кюньо поместили в музей искусств и ремесел в Париже, где она и сохранилась до наших дней.
Колесные самоходные экипажи с паровым двигателем конструировали и строили весь XIX в. В России лафетный мастер Казимир Янкевич в построенном им в 1830 г. паровом самоходном экипаже впервые пропустил заднюю колесную ось через корпус повозки, а не под ним, что сместило центр тяжести и повысило устойчивость экипажа к опрокидыванию.
Кроме того, впервые крытая повозка обогревалась непосредственно от двигателя — паровой машины. В том же 1830 г. в Англии на регулярной линии Глочестер-Челтенхем начал работать 8-местный паровой дилижанс, построенный Гюрни Голд-суорси.
У машины была довольно необычная конструкция: при движении в гору дилижанс подталкивала пара рычагов-«ног».