Компоновка

У различных легковых машин общим может быть и компоновка — взаимное расположение в автомобиле его агрегатов и узлов. Различают пять видов компоновки легковых автомобилей: классическую, заднемоторную, переднеприводную, полноприводную и среднемоторную. При классической компоновке двигатель располагается спереди, а ведущие колеса задние.

При заднемоторной компоновке объединенный в блок с коробкой передач и главной передачей двигатель расположен в хвостовой части автомобиля. При этой компоновке ведущие колеса тоже задние.

Как видно, в этих двух компоновках ведущие и управляемые колеса разделены. В последние годы большинство конструкций легковых автомобилей переводят на переднеприводную компоновку.

Двигатель расположен спереди, ведущие колеса передние.

От двигателя к ним идет гораздо более короткая передача, чем при классической компоновке. Поперечное расположение двигателя и отсутствие карданного вала позволяют лучше использовать внутренний объем кузова, а отсутствие заднего моста — увеличить объем багажника.

Кроме того, переднеприводной автомобиль меньше заносит на поворотах, что делает его безопаснее. При полноприводной компоновке (все четыре колеса ведущие) двигатель размещен спереди.

В этом случае трансмиссия наиболее сложная, но значительно повышается проходимость автомобиля. Такая компоновка применяется и на внедорожниках, и на пикапах, и на городских моделях.

При средне-моторной компоновке двигатель размещен сзади, но перед задней осью, что улучшает управляемость автомобиля.

Поскольку при таком расположении двигатель отнимает часть пространства салона, то эту компоновку используют на гоночных машинах, например болидах «Формулы-1». Иногда на мини-вэнах удается расположить под полом салона двигатель с горизонтальным расположением цилиндров.

У большинства легковых автомобилей двигатель размещается в передней части кузова. Рабочее место водителя находится позади этого отсека — капота.

Такое расположение называется капотной компоновкой. Если передвинуть пассажирский отсек автомобиля в крайнее переднее положение, то получится вагонная компоновка (как у многих грузовиков и большинства автобусов).

При этом расположении улучшается обзор с водительского места, и можно рациональнее использовать внутреннее пространство кузова.

Однако надо заметить, что вагонная компоновка ухудшает обеспечение пассивной безопасности водителя и переднего пассажира.