Четыре основных типа

Различные параметры у самых разных автомобилей — это не прихоть конструкторов и не следствие принципа «что получилось, то получилось». Параметры столь различны из-за того, что у каждой машины свое назначение, своя профессия. Нет такой области хозяйства, где обходились бы без автомобиля.

Сложилось так, что с самого начала обозначились сферы применения автомобилей, — это транспортировка грузов, перевозка пассажиров, выполнение различных работ и доставка специальных грузов. Поэтому само собой и возникло деление автомобилей на четыре типа: легковые, грузовые, автобусы и специальные автомобили.

Легковые машины, конечно, самые распространенные.

Они различаются и по применению, и по типу кузова, и по цене.

Особое место в этом ряду занимают внедорожные и спортивные легковые автомобили. Автобусы — автомобили для перевозки достаточно большого количества людей — бывают самых разных размеров: от маленьких маршрутных такси до длинных комфортабельных междугородных автобусов.

Грузовики — это автомобили для перевозки грузов. Они могут быть очень разными: и бортовыми, и самосвалами, и цистернами, и седельными тягачами.

Грузовики к тому же могут быть и основой специальной автомобильной техники — например, автокрана, пожарной лестницы, вышки для ремонта электропроводов и многого-многого другого. Основой специальной техники, например бронированной, могут быть даже легковые автомобили.

В следующих главах рассмотрим эти четыре типа машин и еще отдельно такие специальные автомобили, как гоночные.

Начнем с самых многочисленных и, наверное, знакомых нам лучше других — с легковых автомобилей. Еще одним важным показателем автомобиля является количество мест для людей.

Легковые машины, как правило, рассчитаны на четырех пассажиров и водителя. У этого микроавтобуса «Мерседес-Бенц» семь посадочных мест и место для водителя.

У больших автобусов всегда указывают два числа: количество мест для сидения (например, 25) и для стояния (их может быть даже и 120). Автомобили бывают большие и малые. Большой — это прежде всего длинный.

У этого «Ауди А8» расстояние от бампера до бампера — почти 4,5 м. Масса этой машины — 1510 кг. Рабочий объем 12-цилиндрового двигателя спортивного «Феррари Ф50» — 4,7л. (Для сравнения: у «Волги» — 2,5л.) Мощность же двигателя — 520л. с! Это очень большая мощность.

Для характеристики грузовиков в первую очередь называют грузоподъемность, то есть сколько тонн груза он может перевезти.

У огромного карьерного самосвала грузоподъемность может быть до 220 т! При всем великом множестве и разнообразии автомобилей у них общее устройство — любой автомобиль состоит из трех основных частей: кузова, шасси и двигателя.

Основой автомобиля является кузов, на котором крепятся все узлы и агрегаты: двигатель, колеса, коробка передач, передающая коленчатого вала колесам. Кузов состоит из пола, крыльев, крыши, капота, багажника.

Снаружи к нему приделаны бамперы, фары, задние фонари.

Внутри кузова — салон, где расположены сиденья, руль, все приборы и рычаги.

Шасси отвечает за движение автомобиля и представляет собой собранный комплект агрегатов трансмиссии, механизмов управления и ходовой части. Сердцем автомобиля является двигатель, который приводит автомобиль в движение.

На современные автомобили устанавливают различные двигатели: ДВС, электрические, газотурбинные и даже пневматические.

Двигатели внутреннего сгорания могут работать на разных видах топлива: бензине, дизельном топливе, природном газе. Развивается производство гибридных автомобилей, силовая установка которых сочетает ДВС и электродвигатель.

В зависимости от способа привода — передачи крутящего момента от коленвала двигателя колесам — автомобили разделяют на заднеприводные, переднеприводные или полноприводные. У полноприводных автомобилей все колеса ведущие.

Колеса присоединяются к шасси или кузову с помощью подвески. Для торможения, т. е. замедления вращения колес, вплоть до полной остановки автомобиля, применяются тормоза.

С начала XX в. повсеместно применялись барабанные тормоза.

Дисковые тормоза, которые с 1952 г. ставили на спортивные автомобили, в 1958 г. были установлены на передних колесах «Ситроен DS19». Со временем появились и вентилируемые диски, тепло от которых отводится быстрее, значит, тормозные механизмы работают эффективнее.

Вентилируемый тормозной диск — это два диска, между которыми находятся лопасти. За такую конструкцию их прозвали «сэндвичами».

За тормозной системой, от которой зависит безопасность всех участников дорожного движения, нужно постоянно следить, вовремя проводить техническое обслуживание и ремонт. Ведь тормоза должны быстро и надежно остановить тяжелый автомобиль, разогнанный мощным двигателем.

Сложилось так, что с самого начала обозначились сферы применения автомобилей, — это перевозка грузов, перевозка пассажиров, выполнение различных работ и доставка специальных грузов. Поэтому возникло деление автомобилей на четыре типа: легковые, грузовые, автобусы и специальные автомобили.

Легковые машины — самый распространенный тип автомобилей.